Как устроен магнитофон.
На этот раз мы будем разбирать советский магнитофон Весна 205. Общий вид магнитофона представлен на фото:
Снимем заднюю крышку. Как мы видим компоновка достаточно
плотная, платы закреплены на железное шасси и сверху на одной из плат
закреплен алюминиевый лист – экран, и по совместительству
информационная табличка, дающая информацию о назначении регуляторов.
Что бы лист не замкнул места пайки, он отделен от платы листом
электротехнического картона, но в то же время он электрически соединен
с массой. Справа в нижнем углу трансформатор, и плата слева от него –
блок питания. Относительно пустое пространство слева – обман, туда
ложится углубление батарейного отсека:
Отвернем крепеж и откинем платы. Слева виден лентопротяжный механизм, сверху блок питания.
Лентопротяжный механизм крупным планом. Электродвигатель (слева
вверху) через пасик передает вращение на два массивных барабана.
Барабаны, благодаря своей массе сглаживают неровности в работе
двигателя, что и обеспечивает равномерное вращение. Справа от двигателя
электромагнит автостопа – он отключает лентопротяжный механизм когда
заканчивается кассета, тем самым предохраняя механизм от поломки.
Остановку кассеты электроника магнитофона определяет по прекращению
сигнала с датчика. (Датчик представляет собой щетки контактную область
сложной формы под подающим захватом (так назовем те штырьки с
ребрышками, которые входят в отверстия бобин на кассете). Когда лента
на кассете есть – захват вращается и щетки постоянно замыкают и
размыкают контакты – сигнал в виде импульсов есть. Когда кассета
заканчивается – вращение прекращается и импульсов с датчика нет). Плата
сверху от лентопротяжного механизма – контроллер двигателя:
Причина неработоспособности части старой техники (например,
этого магнитофона), это проблемы в механической части. В данном случае
пыль забилась в смазку и барабаны не вращаются (нужно разбирать всю
механику, промывать от старой смазки и накладывать новую). Кроме того
одна из проблем – старение резины. Этот пасик долго не проработает –
резина ссохлась, потрескалась и потеряла эластичность. При первой же
возможности пасик соскочит или лопнет:
Лентопротяжный механизм со стороны установки кассеты. Около
второй клавиши слева – подающий ролик, именно он создает усилие,
необходимое для протяжки ленты перед головками. Правее головка записи/
воспроизведения. Самая правая, белого цвета, головка стирания.
Двигатель с контроллером. Контроллер двигателя, его еще называют
РЧВ (Регулятор Частоты Вращения). Его основная задача – несмотря на
колебания входящего напряжения держать напряжения на двигателе на
строго определенном значении. Если этого не будет – то при свежих
батарейках кассеты будет играть ускорено, а на севших – замедленно. В
данном случае контроллер чуть более сложный чем обычно – он управляет
вентильным двигателем:
Что здорово удивило при разборке этого магнитофона – так это
использование вентильного двигателя, вместо обычного, коллекторного.
Основным слабым звеном коллекторных двигателей является коллектор. Во
время его работы изнашиваются щетки и в один прекрасны момент мотор
остановится. Кроме того работа щеток сопровождается искрением, что
является источником радиопомех. Но зато коллекторный двигатель очень
прост в применении. С бесколлекторным двигателем другая история. У
вентильного двигателя нет коллектора, магнитный ротор вращается в
неподвижном статоре и между ними нет никакого электрического контакта.
Благодаря этому вентильный двигатель будет работать до тех пор, пока
из-за износа ротор не начнет задевать за статор (обычно техника
устаревает задолго до этого момента). Но тут поджидают другие
недостатки. Управлять вентильным двигателем сложнее. Эти проблемы были
решены конструкторами – двигатель поместили в резиновый демпфер, а
плата управления перед вами на фото. Давайте заглянем внутрь двигателя:
К сожалению, на вал двигателя приклеен подающий ролик, поэтому
вынуть ротор не удалось. Как вы видите, абсолютно отсутствует
коллектор, ротор находится между обмотками статора. Сверху на валу
закреплены 3 постоянных магнита, они вращаются вместе с ротором
напротив датчиков обратной связи (маленькие колечки с обмоткой на
крышке). Благодаря им, контроллер знает на данный момент, на какой угол
повернут вал, и в соответствие с этим включает обмотки в необходимой
последовательности.
В общем схема работы магнитофона проста – лентопротяжный механизм
вращает кассету, протягивая ее пленку перед головкой. В магнитном слое
пленки записан сигнал – он наводится в головке при движении – этот
сигнал усиливается усилителем магнитофона и выводится на динамик.
Желающие узнать больше могут поискать литературу о магнитной звукозаписи звука.
Отправить ответ
13 Комментарий на "Магнитофон"
у меня в детстве такой , именно такой был, ностальгия блин.
ЗЫ: я его тоже разобрал =)
Кстати, белая головка это для записи а не стерания!
Всем привет,помогите пожалуйста у меня магнитофон стал тихо играть как мне вернуть прежнею звучность магнитофон feisuo FS-9000 он мне очень дорог плиз подскажите мне как я буду ждать за ранние большое спасибо.
Головки почистить не пробовал?
Ничего подобного, белая стирающая головка, а записывает и воспроизводит одна головка универсальная. Отдельные записывающие головки были только на катушечных магнитофонах и то на тех что были высшего класса. Хотя нет вру и на кассетниках были, но это были стационарные модели и было их всего 2, Маяк-102С-У и Электроника-001C
Как это? В кассете всего три окна, под тонвал/ролик, универсальную и стирающую.
ггг а у мя такой есть
старенький
Я 2 таких весны разнес на запчасти=)
ооо какой грамофончик супер у меня такой был после я его на запчасти
Настальгия я такой в детстве разбирал и собирал все время с ним возился ремонтировал каждую деталь помню! плату
вот было время но мне всего 17 лет
я из него робота зделал на пульте управления когда им управляещь играет радио
разобрал я такой….и не собрал…блин


